Коробка передач — узел, состоящий из множества мелких деталей. Несмотря на то, что их делают с расчетом на сильнейшие нагрузки в течение всего периода эксплуатации машины, они могут выйти из строя по самым разным причинам. Чаще всего поломки происходят вследствие каких-либо аварий и физических повреждений машины, ненадлежащего ухода за системой, а также вследствие износа.
Однако сразу узнать, в чём состоит проблема с коробкой передач, весьма сложно. Без оборудования для диагностики определить источник неприятностей можно лишь приблизительно, ориентируясь на определённые симптомы. Среди них выделяют три основных типа неисправности:
- проблема при включении различных передач. Заметить это довольно просто — когда вы начинаете переключать их, появляются различные звуки, скрежет или вой. Машина подвергается ощутимым толчкам и колебаниям, которые не получится списать на неровность дороги. Как правило, это возникает из-за поломки непосредственного самого механизма для переключения вследствие повреждения шестерней. Они могут быть как повреждены физически, так и изношены вследствие большой нагрузки. Чтобы узнать, целесообразно ли менять шестерёнки, нужно разобрать всю систему. Если они изношены слишком сильно, то цена ремонта МКПП будет сопоставима с покупкой новой коробки. В этом случае лучше полностью её заменить — так риск дальнейших поломок будет сильно снижен;
- посторонние шумы при работе двигателя. Если коробка повреждена, то они возникают в любом случае, хоть на холостом ходу, хоть при какой-либо нагрузке. Звуки могут быть самыми разными — как скрежет и звон, так и дребезжание или щелчки. Особенно явно они будут проявляться во время переключения передач, сопровождаясь небольшой потерей управления. Это свидетельствует о глубинных поломках в узле и к их устранению следует приступить как можно быстрее. Если же продолжать ездить с такими проблемами и дальше, то они будут провоцировать другие неисправности, вследствие чего стоимость ремонта МКПП значительно возрастёт. Более того, вы рискуете потерять управление автомобилем прямо в движении, что опасно и для других участников дорожного движения;
- масляные подтёки на картере. Для корректной работы все механизмы передач работают в масляной ванне, которая снижает их трение и износ вследствие сильных нагрузок. В среднем, менять масло нужно каждые 80-100 тысяч километров пробега. Однако вследствие неисправности дифференциала ванна может опустошится, что приведёт к масляному голоданию механизма. Заметить это можно визуально по лужицам или подтёкам у прокладок и хвостовиков.
Проблема может затрагивать множество внутренних деталей помимо шестерней — со временем разбалтывается муфта синхронизатора, возникает люфт приводного вала, проявляются дефекты сателлитов. Чем раньше вы диагностируете это, тем меньше проблем возникнет и быстрее будет ремонт.
Ремонт механических коробок передач состоит из нескольких этапов:
- диагностика. Это необходимая процедура производится на ходу с целью определить характер поломки и локализовать его причину. Часто бывает так, что проблема заключается не в самой КПП, а в другом узле, например, двигателе;
- осмотр и демонтаж. После диагностики мастер осматривает коробку визуально. Как правило, этого достаточно для определения поломки, поскольку повреждённые узлы и элементы видно невооружённым глазом. На этом этапе определяется объём и стоимость работы;
- ремонт. В зависимости от характера поломок, это может включать в себя различные процессы: промывку деталей маслом и чистящими веществами, восстановления повреждённых элементов или их замена в зависимости от повреждений;
- настройка и регулировка. После устранения всех неполадок и сборки коробки передач её необходимо откалибровать для корректной работы.
Финальный этап — проверка работы машины в обычных условиях. После ремонта все симптомы неполадок должны быть полностью устранены.
Также отметим, что в ряде случаев проблемы возникают из-за плохого обслуживания автомобиля. В механизмы и шестерни забивается грязь и пыль, которая попадает туда при движении, мешая их нормальной работе. Вследствие этого они работают с повышенными нагрузками и гораздо быстрее изнашиваются. Регулярная промывка маслом, а также чистка и диагностика помогут этого избежать и увеличат долговечность деталей.